В детстве я прочитал очень много фантастики, но в памяти остались всего несколько сюжетов. История о людях, способных сопереживать и брать на себя чужую боль, — один из них.
Есть известная благочестивая шутка: «Что происходит, когда у монаха кончаетсятерпение? Начинается долготерпение!». В самом деле, долготерпение — одна из важнейших христианских добродетелей, которая перечисляется среди плодов Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Однако в современном мирском словоупотреблении «терпение» носит, скорее, негативный оттенок. Почему? Рассмотрим это подробнее.
Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год.
Во-вторых, терпение — это способность твердо придерживаться веры в Бога и хранения Его заповедей перед лицом враждебности или преследований. «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Матф.10:21,22).
В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3).
Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).
Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).
Но в наши дни слово «терпение» звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так?
Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит.
Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»
Конечно, такое поведение очень глупо. Если вы хотите, чтобы ваш оппонент изменил свою точку зрения, Вам надо говорить с ним терпеливо и с уважением. Однаковиртуальное «быкование» является почти всеобщим. Увы, даже и в православной среде. Человек хочет быть православным альфа-самцом — гневным, яростным, демонстративно готовым к насилию. И, конечно, в принципе неспособным принять чью-то критику и исправить свое поведение — ведь это означало бы поставить себя в иерархии на ступеньку ниже. Но Православие вообще означает полный разрыв с этими обезьяньими играми.
Верующий видит в ближних не конкурентов за место в обезьяньей иерархии — он вообще видит в ближних не безволосых обезьян, а людей, созданных по образу Божию. У него есть дело, которое не оставляет времени и сил для участия в обезьяньих играх, — служить Богу, со страхом и трепетом совершать свое спасение и содействовать спасению других. В частности, содействовать выстраиванию таких межчеловеческих отношений, которые отражали бы любовь, доверие и признание друг в друге образа Божия. Это нелегкий и часто неблагодарный труд, когда кажется, что терпение скоро кончится. Вот тут-то и понадобится один из плодов Святого Духа — долготерпение.