Грех смертный тот, который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а засоряет душу. Какие именно грехи того и другого рода точно определить едва ли можно. В жизни так надо: коль скоро совесть обличает, кайся скорее, и сила греха разрушительная сим пресечется. И нет греха, который бы противостоять мог действию покаяния искреннего… (свт. Феофан Затворник).
При любви ко греху должно некоторое время воздержаться от причащения, чтобы покаянием и слезами пресечь злой греховный навык. И только исполнив это, можно причаститься без опасности для души. Святые отцы воспрещают причащение Святых Тайн Христовых некающимся, некрещеным и возлюбившим срамные и неправедные дела, такие как блуд, хищение, гордость, зависть, злопамятство, обиду, убийство и другие пороки. Лишаются причащения хулящие Божественные Таинства, находящиеся под епитимией и те, у кого не созрела решимость жить чисто во Христе.
Поскольку грехи бывают по причине немощности, и душа нуждается в укреплении свыше, то кающемуся надлежит всегда умолять Бога о даровании ему благодати Господа нашего Иисуса Христа (свт. Феофан Затворник).
Кто на добрые дела свои надеется, даже при вере, — заблуждается. Преступая же заповеди, покаянием опять приобретается благодать, данная в крещении (старец Макарий Оптинский).
Никогда нельзя отчаиваться, даже в больших грехах: Давид впал в блуд, но покаялся — и стал пророком (старец Иоанн Троицкий).
Как от недостатка воды засохшее уже дерево, если поливать его водою, снова дает отростки, так и душа, умерщвленная грехом, если покается и умилостивит своего Владыку, омывается от скверны и, приобщившись духовной благодати, напоив ум обильным орошением, приносит плоды всякой правды.
Не сомневайтесь, откровенность ваша врагу неприятна, а послужит вам на великую пользу и введет в свет Божий и душевное здравие (старец Адриан Югский).
Когда, по падении, желаем обратиться к покаянию, демон говорит всякой душе: «Нет тебе спасения о Боге твоем». И горе тому, кто поверит ему — лукавому! Он старается всячески удалить ум наш от Бога и памяти смертной, чтобы погубить душу.
Не будем отчаиваться в своем спасении! Покаемся. Тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же — о душе кающейся, ибо весь приклоняется к ней и призывает, говоря: Грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. VI, 37) (св. Ефрем Сирин).
Наша стыдливость на исповеди — злая насмешка над нами врагов наших. Бог видит грех и без исповедания греха. Он ищет исповедания единственно для того, чтобы уврачевать.
Во всю вселенную произнесено слово, что грешников кающихся Господь приемлет и удостаивает Своея милости. Теперь следует каждому грешнику себя самого рассматривать, точно ли он есть из числа кающихся, ибо кающиеся престают от грехов, скорбят о том, что прежде согрешили, чтобы вновь не обратить на грехи свои, как пес на свою блевотину свинья омывшаяся — в кал смрадной тины. Итак, истинным покаянием они делаются чужды прежде бывшим друзьям своим, которые услаждались с ними во грехах.
Прежде всего надобно знать, что В Ноdом Завете нельзя видеть различения малых и важных грехов. Ибо на все грехи падает одни приговор, когда Господь говорит: Творяй грех, от диавола есть (1 Ин. III, 8). Вообще же, если и дозволено говорить грех малый и великий, то в том только смысле — много он тобою владеет или мало.
Надо понять, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом сладко и обильно, хотя бы и постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами с чувством переобременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет истинного поста.