Когда ты начнешь труды покаяния и дело спасения твоего, то в одном собрании донесут, что ты сделался фанатиком, отсталым, ненормальным, лицемером и притворяешься; в другом, — что ты близок к помешательству ума; в самом снисходительном собрании, — что с тобою происходит что-то странное и достойное сожаления. Так будут судить чужие. От самых ближних и домашних ты услышишь не раз: «Что с тобою? Здоров ли ты? Не тревожит ли что тебя? И не оскорблен ли ты чем?» — И думаешь ли ты, что удовлетворишь, успокоишь всех и каждого, когда скажешь, что занят делом своего спасения, что у тебя печаль по Бозе? За эти-то самые слова еще более возьмут против тебя подозрения; и ты не раз, или лучше сказать всякий раз, сам не зная, что сказать и как образумить на твой счет других, невольно будешь обращаться к Господу, да вразумит тебя, что подобает творити и глаголати. Мир, тобою оставленный, никогда не оставит тебя в покое.
Так как ты пойдешь не тем путем, коим идут почти все, а противным, то всякий встречающийся на пути почтет тебя заблудшим и будет покивать головою. Самые добрые действия твои будут казаться обидою для многих, потому что будут мешать их действиям. Самое смирение и терпение твое послужит поводом для некоторых презирать и оскорблять тебя. А если ты как человек погрешишь в чем-либо, то и малый грех твой поставится в преступление непростительное. Все это, порознь взятое, не так велико и важно; но в сложности своей из сего составится такой крест, что ты не раз будешь падать под ним и искать Симона Киринейского на помощь; и горе тебе, если ты не призовешь Духа Утешителя, Который только Один может подкрепить и усладить горесть твоего положения. И все это, однако ж, еще не последняя борьба и не последний крест. Сущность дела в том, чтобы изменить сердце свое: из сердца плотского сделать духовным, изгнать из него дух самолюбия, умертвить в нем похоть, возвратить ему ту чистоту, с какою оно вышло из рук Божиих и без коей нельзя явиться нам пред лице Божие (архиепископ Иннокентий Херсонский).