Святитель Тихон Задонский — Тяжко-бе и люто терпеть скорбь?

841301233Правда; но далеко тягчее вечную терпети скорбь, когда отсюда отыдеши ненаказан и неисправлен. Но хотя нынешнего времени скорбь плоти нашей горестна есть, но плод ее сладок и благоприятен. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздает правды(Евр. 12, 11).

И сам ты, когда разумен еси и любишь детей своих, не даешь им по своей воле жить, но учишь, на-казуешь и бьешь, чтобы исправны были, хотя и знаешь, что наказание то им неприятно и горестно есть. А может быть, что и от отца своего наказуем был и терпел и благодарно поминаешь ныне наказание оное. Почто же Божиего отеческого наказания не хочешь благодарно терпеть? Знаешь, что польза от наказания бывает, и наказуешь детей своих: ради чего же от руки Господни наказания, яко полезного и душеспасительного, не хочешь с благодарением, а по крайней мере с молчанием и без негодования принять? Ибо Господь наказует нас на пользу, да причастимся святыни Его… и живи будем(Евр. 12,10 и 9). И наказание сие Его краткое и легкое: краткое, яко временное, и, хотя до конца продолжится, кончиною прекратится; легкое, яко наказует Он и милует, опечалует и утешает, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует, и бьет, но не умерщвляет. Что убо? Хощеши ли вмале наказан быти, и по-христиански пожити зде, и по смерти вовеки жити, царствовати, утешатися, радоватися и вечно блаженным быти? Или без наказания маловременного и легкого быти, его же причастницы быша вси, и неисправным от века отъити и тамо вечно погибнути, терпети и страдати? Сие бо неисправным неотменно последует. Избирай от сих двух едино, что тебе угоднейшее — сие или оное; избирай, что хочешь, человече! А я оное избираю и хочу последовать немощным, которые отдают себя в волю искусного лекаря, желая исцелиться от болезни. Тако и мне должно отдаться, яко немощному, в волю Премуд-рого Врача душ наших — Господа, да поступает со мною, якоже хочет. Знаю я совершенно, что, какое Он ни подаст мне лекарство, оно полезно будет. Хочу с пророком исповедаться Ему: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118, 71). Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа(Пс. 26, 13-14). Якоже бо Христос глаголет о Себе: не сия ли подобаше пост — радати Христу и внити в славу Свою(Лк. 24, 26), тако апостол Его о всех верных глаголет: многими скорбъми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Не широким и пространным, но узким и тесным путем туда входят.