15 февраля в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла презентация уникальной книги – сборника архивных документов «Военные училища и кадетские корпуса русской императорской армии в Москве. ХIХ – начало ХХ веков». На встречу, организованную Благотворительным фондом содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, пришли известные военные историки и сотрудники архивов, представители департамента образования Москвы, руководители и преподаватели кадетских корпусов. Настоящим украшением вечера стали юные воспитанники Московского кадетского музыкального корпуса, исполнявшие военные марши и песни.
В истории выхода в свет данного труда – ряд заслуживающих внимания моментов. Вот что рассказывает об этом его ответственный редактор – директор Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), заслуженный работник культуры РФ Ирина Гаркуша:
– У наших сотрудников, работающих с военно-историческими документами, давно вынашивалась идея донести до современников то лучшее, что хранится в сокровищнице архива по истории отечественных вооруженных сил, военного образования и воспитания, напомнить подрастающему поколению вечную истину: те, кто не помнит своего прошлого, не имеют будущего.
Нам никто не «спускал» никаких директив, никто не обязывал это делать, мы сами работали над составлением сборника два с половиной года. А потом сумели доказать его актуальность, и он был издан в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006–2010 годы. Мы считаем для себя большой честью, что в итоге выполняли государственный заказ, и надеемся, что вышедший из печати том послужит серьезным толчком к развитию педагогической мысли и возрождению кадетских корпусов. Книгу планируем распределять по военным училищам и кадетским корпусам по всей России (кстати, последних только в Москве уже 22!). Конечно, будем удовлетворять потребности и тех организаций, которые работают на поле патриотического воспитания молодежи.
Как поясняет Ирина Олеговна, главное внимание в сборнике сосредоточено на истории московских военно-учебных заведений с 60-х годов ХIХ века и до конца их существования – 1917–1918 годов. Данный период – один из наиболее значимых еще и потому, что именно в то время в России была создана армия нового образца. Будущий офицер вначале учился в кадетском корпусе, а затем в военном училище. И по числу кадетских корпусов первопрестольная занимала тогда второе место после Петербурга.
В книгу вошли документы из фондов РГВИА: законодательные акты по деятельности кадетских корпусов и военных училищ, материалы об учебно-воспитательном процессе и личном составе, различные приказы, прошения, доклады, отчеты; важная часть сборника – живые воспоминания выпускников кадетских заведений.
– Возможно, некоторые официальные материалы, вошедшие в сборник, понятны лишь профессионалам, – замечает Ирина Олеговна, – но общая историческая канва будет интересна, мы надеемся, каждому читателю: повседневная жизнь, установленные порядки, взаимоотношения между кадетами, учителями, связи между корпусами, а главное – тот дух любви и преданности Отечеству, свойственный нашим прадедам, которым насыщены эти страницы.
Особо ценный пласт книги – уникальные фотографии тех лет, отражающие жизнь и быт кадетов: домовой храм в корпусе и отрядная церковь в лагере, занятия в классных комнатах и строевые учения, библиотека и лазарет, смотры гимнастики и катания на ледяных горках… Здесь же фото офицерского состава, преподавателей и самих учащихся корпусов, нагрудные знаки, форма одежды различных училищ.
– Мы постарались отобрать наиболее яркие и значимые документы, – дополняет ответственный составитель сборника Сергей Харитонов. – Среди них, например, рескрипт великого князя Константина, который занимал должность главного начальника военно-учебных заведений, от 29 сентября 1906 года. Он рассылает его по всем военным училищам, ибо в нем говорится о том, что же такое патриотическое воспитание, призванное «укоренить в дорогих наших питомцах на всю последующую жизнь сыновнюю любовь к великой русской Родине… и убежденное сознание святости военного долга». И сколь же мудрый и в то же время смелый и актуальный для наших дней подход предлагает великий князь преподавателям всех предметов, рекомендуя помнить, что «программы следует выполнять не столько по букве, сколько по духу: пробуждение увлечения преподаваемым предметом, подготовка к самостоятельному мышлению, самодеятельность – вот главнейшие основы обучения».
– Работая над сборником, – продолжает свой рассказ Сергей Александрович, – мы порой сомневались, стоит ли включать в него тот или иной, на первый взгляд, малозначительный отчет. Например, донесение о шалости, допущенной кадетами, которые, не забывайте, были не только будущими защитниками Отечества, но и просто детьми. Обычно донесения обо всех «ЧП» шли в Главное управление, откуда присылали в училище высокого чина в ранге генерала для разбора происшествий. И право слово, современным воспитателям стоит поучиться тому, с какой тщательностью это проходило и какие делались выводы даже из простого эпизода.
Вот такой случай: один кадет бросил в другого льдышкой, попал тому по носу, и воспитатель, не выдержав, обозвал обидчика. Кадеты, солидаризируясь со своим собратом, начали плохо себя вести. И вот из Петербурга прибыл генерал, который подробно все расследовал, беседовал и с кадетами, и с воспитателями, изучил журналы педагогических комитетов, посмотрел, как в корпусе организованы учебный и воспитательный процессы. И только потом он вынес свое суждение, которое, в первую очередь, относилось к руководству корпуса и частично к кадетам. На наш взгляд, такие документы могут быть поучительными и для историков-исследователей, и в большей степени для нынешних воспитателей кадетских корпусов, для всех людей, причастных к военному образованию.
А по мнению консультанта сборника, военного историка Владлена Гурковского (сам он – выпускник Горьковского Суворовского военного училища 1953 года, автор известных книг «Кадетские корпуса Российской империи» и «Кадетские корпуса за рубежом»), инициатива РГИВА имеет огромное значение не только для тех, кто связан с делом военного образования и воспитания, а для всей нации.
– Этим сборником, – говорит он, – как бы перекидывается мост между нашим прошлым, настоящим и, конечно, будущим. Вот она, настоящая связь времен, возвращающая нас к национальным духовно-нравственным истокам и дающая надежду на новые победы!
Очень важно, что отбор документов работниками архива дает яркое представление о различных сторонах повседневной жизни московских военно-учебных заведений. В сборнике публикуются и материалы по делу офицера Александровского военного училища Д.Т. Квалиева, представляющие особый интерес, так как история этого офицера нашла отражение в широко известной повести Александра Куприна «Юнкера».
Знакомясь с книгой, молодые люди смогут узнать, что все воспитание в кадетских корпусах строилась на православных началах: именно Церковь являлась ядром воспитания будущих офицеров. Приведу такой пример. В протоколе осмотра 1-й московской военной гимназии генерал-лейтенантом М.М. Раговским в 1866 году, в частности, отмечалось: «На религиозное направление воспитанников как существеннейшую основу воспитания обращается полное внимание. С этой целью каждый праздник, не исключая и лагерного времени, перед литургией производятся беседы законоучителей с воспитанниками (в старшем и среднем возрасте – священника, в младшем – диакона)… Независимо от этого при каждом проступке против религии, невнимании в церкви и на молитве… виновный обращается к священнику для нравственного назидания и увещеваний…»
На презентации нашей книги, кстати, показывались кадры из документальной ленты о том, как кадеты наших дней ухаживали за русским кладбищем в Сербии. Как известно, в Сербии, в Белой Церкви, в 1922 году разместился первый за рубежом кадетский корпус, а потом в 1929 году с ним был объединен Крымский кадетский корпус. Так вот, там было проведено три сбора современных российских кадетских корпусов: в 2008, 2009 и 2010 годах. В первом сборе участвовали мальчишки из Красноярского края – из Лесосибирского кадетского корпуса. В 2010 году на эти сборы приехали воспитанники Московского музыкального кадетского корпуса. Мне тоже выпала честь присутствовать на том сборе. И это тоже – ожившая связь времен, наша неистребимая духовная память.
О Благотворительном фонде содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана рассказала по нашей просьбе генеральный директор фонда Ольга Барковец:
– Наш фонд действует уже 11 лет. В современной российской истории, наверное, можно по пальцам пересчитать благотворительные фонды, которые работают такой срок. И это не случайно: президент фонда, как он сам говорил, вырос «на коленях русских кадет». Алексей Борисович Йордан, чье имя носит фонд с 2002 года – со дня его кончины, являлся выпускником первого русского кадетского корпуса в Сербии. И эта кадетская поросль русского зарубежья – удивительное поколение, выросшее на чужбине, но впитавшее в себя все лучшее из отечественного образования, вобравшее кадетский дух, что и позволяло им оставаться русскими до последней минуты жизни.
И вот в начале 1990-х годов русские кадеты впервые приезжают на свою историческую родину, потому что родились они в Сербии, во Франции и других странах. Они встречаются с суворовцами, и появляется идея: а почему не возродить кадетские корпуса? Могу сказать, что, когда стали возрождаться кадетские корпуса, на этом пути встретилось немало трудностей: не хватало денег, было неприятие тогдашнего общества: мол, что это за «белогвардейщина»?! И нужно было проводить большую просветительскую работу, чтобы разъяснять, откуда произрастают наши духовно-нравственные корни. В 1990-е рушились идеалы семьи, школы, общества, и это побуждало заняться нравственным воспитанием молодого поколения. Вот на таком фоне взошла звезда – идея о формировании в России системы кадетских корпусов. В 1992 году появился первый корпус – Новочеркасский кадетский, год спустя – Новосибирский, и дела пошли. Это чуть ли не единственная система образования, которая состоялась не благодаря, а вопреки желанию государства. Надо было долго доказывать, что стране необходимо кадетское образование и воспитание.
Мы знаем из Послания апостола Иакова, что вера без дел мертва. Так и образование без воспитания мертво. И воспитание – это не только уметь барышне протянуть руку или пропустить перед собой пожилого человека. Это, в первую очередь, система духовно-нравственных ценностей, которые нужно заложить в душах и сердцах молодых людей. Это не просто урок патриотизма, который проводится раз в неделю, этим надо заниматься системно, и система строится на православных ценностях.
Сейчас в нашем обществе идут дискуссии о том, нужно ли преподавать в российских школах основы православной культуры. Так вот, кадетские корпуса давным-давно положительно ответили на этот вопрос, накопив богатейший опыт. С первого дня в кадетских школах шло преподавание основ Православия, в том числе закона Божиего, и несколько выпускников, например Воронежского кадетского корпуса, поступили в духовные семинарии.
Практически в каждом кадетском корпусе есть духовник – это очень важно для ребят. Неправильна ситуация, когда священник появляется в корпусе только на большие праздники; нужны постоянные усилия окормляющего корпус священника. Это индивидуальная работа в душе и сердце каждого воспитанника.
Меня часто спрашивают: так какие же они, эти ребята – кадеты второго десятилетия ХХI века? Расскажу такой случай. Однажды я беседовала с редактором русской службы BBC о наших кадетских корпусах; в конце разговора он заметил, что я, мол, все слишком эмоционально воспринимаю, потому что выходит как-то все слишком хорошо, чтобы так было на самом деле. Тогда я предложила ему направить своего самого скептически настроенного журналиста, чтобы тот на месте во всем убедился. Он так и поступил, дав задание молодой журналистке. Кончилось тем, что после поездки в один из кадетских корпусов она поинтересовалась у меня, можно ли ей отдать туда своего сына, который как раз заканчивал начальную школу. Так что, как говорится, приди и виждь! Можно много говорить о системе воспитания и образования, но нужно один раз встретиться с этими мальчиками, увидеть, как они себя ведут, заглянуть в их глаза…
В прошлом году наш фонд объявил по всей России конкурс на лучшую методику преподавания истории кадетских корпусов. И замечательно, что подведение его итогов совпало по времени с презентацией уникального военно-исторического сборника. Мы считаем, что методика серьезного педагога и историка Марианны Алборовой, которая заняла в конкурсе первое место, имеет все основания лечь в основу федеральной методики преподавания, чтобы любой педагог в кадетской школе смог ею воспользоваться.
И еще об одном хочу сказать: наша встреча прошла в праздник Сретения Господня, что также очень знаменательно.
автор Василий Писаревский