Из писем монахини Сарры (Тамбиевой)

monahina_sarraДетей имеешь хороших, и на лица неплохие, но самое главное и основное — надо вложить в их юные души веру в Бога и любовь к Нему, а также милосердие к ближним и научить их молиться. Это единственный принцип, от которого рождается все хорошее и доброе. А все встречающиеся в твоей жизни неприятности надо терпеть. Один мудрый человек учил, говоря: «Терпи, молчи и молись…»

 

… И так живу и доживаю свой век. Со страхом думаю о конце. Нет ничего доброго ни во мне, ни в моей жизни, а, наоборот, с каждым днем все более и более открываются всякие нехорошие наклонности и дурные мысли и чувства, с которыми борьба очень тяжела благодаря застарелому самолюбию и гордыне, рассеянности, обидчивости, отсутствию любви к ближним и отсутствию страха Божия. Итак, конец приближается, а еще ничего не начато для вечности, а земная жизнь дана исключительно для подготовки к вечности…

 

… Жизнь наша сокращается во всем, а подготовки к переходу в потусторонний мир никакой нет… … В письме ты пишешь, что мои письма тебе сколько-нибудь идут на пользу, я этому очень рада и повторяю то, что сказано учителями христианства, а они в течение почти 2000 лет сказали и повторяют основы, которые должны быть фундаментом нашей земной жизни. Жизнь нам дана на подготовку к вечности. Гроб, смерть, могила неминуемы. Постоянно должна быть память смертная. Память эта очень спасительна, и бывает от нее великая польза для души. Душа человека бессмертна и требует пищи, свойственной бессмертию. Эта пища находится в Священном Писании, и поэтому ежедневно надо ее питать этой пищей. Надо не оставлять церкви Христовой, посещать ее. Не оставлять Святых Таинств. Смирение, терпение, покаяние, незлобие, всепрощение, — эти качества должно постоянно и всеусиленно внедрять в себя. Наша жизнь — миг или мгновение по сравнению с вечностью. Но она очень и очень важна. Посредством этого мгновения можно приобрести вечноблаженную вечность, или же небрежной и нерадивой жизнью можно приобрести несчастную вечность…

… Святой долг детей — послушания и любви к родителям — надо внушать им с пеленок, и очень важно воспитывать детей в строгом послушании, постоянно внушая им о их обязанностях, о долге их перед родителями и ближними… Если желаешь добра и спасения детям своим, то непрестанно, денно и нощно учи детей добру, — это твой священный долг. Выучишь их — и будет тебе опора в старости; наша мать так учила, так наставляла, так направляла наши сердца и умы на благо, не уставала нравоучения и нотации преподавать день и ночь. Она знала, что детские души, получившие впечатления добрые и наставления в детстве, сохраняют их до старости и даже до смерти. Жезл строгости также необходим, и особенно теперь, когда нравы разлагаются до высшей степени. Стыд, совесть, послушание, скромность, целомудрие, долг попираются, а все противоположное торжествует, — то, конечно, неумолкаемо надо учить и наставлять любимых детей…

… И до сих пор не осознала, что я — пустой звук, пепел, прах, земля, червь, ничто. А идеальное состояние человека, — когда он судит себя день и ночь. Мама нам постоянно твердила: «Кто с тобой смеется, тот тебе враг, а кто заставляет тебя плакать, тот тебе друг». И еще говорила: «Удары из рая пришли…»

… Имей в виду, что чтение псалтырное — великое лекарство от душевных и телесных болезней и грехов. Читай Псалтирь, как мама тебя учила. Если хочешь благополучия и благочестия детям, то сильнее и святее этого средства на нашей земле под небом не найдешь. Иоанн Златоуст, великий святой, сказал на вопрос о чтении Псалтири: «Лучше течению солнца остановиться, чем прекратить чтение Псалтири. Особенно матери о детях. Это чтение — величайшее лекарство от всех болезней, и душевных, и духовных, и телесных…