Правительство Британии обсуждает легализацию однополых браков, но считает оскорбительным открытое ношение креста. Что в перспективе: отмена в судебном порядке Десяти заповедей? Вот вопрос, которым многие задаются в Соединенном Королевстве, где Англиканская Церковь, как и все общество, как никогда близки к расколу.
Правительство Британии обсуждает легализацию однополых браков, но считает оскорбительным открытое ношение креста. Что в перспективе: отмена в судебном порядке Десяти заповедей? – Вот вопрос, которым многие задаются в Соединенном Королевстве, где Англиканская Церковь, как и все общество, как никогда близки к расколу.
Когда мы расстраиваемся из-за того, что нам не хватает каких-то необходимых, как кажется, вещей, полезно задуматься о тех, кто не имеет и того, что ты считаешь таким же естественным, как и способность дышать. В прошлом году в больнице NHS государственной службы здравоохранения в британском городе Эксетер, где Ширли Чаплин 30 лет проработала медсестрой, ей вдруг сообщили, что она больше не может открыто носить свой нательный крестик. Взамен было предложено несколько вариантов: носить клипсы с изображениями креста; прикрепить крестик с цепочкой к бейджику; носить крест на булавке под униформой. Никакого героизма – Ширли просто отказалась.
В качестве причины запрета называлось нарушение правил охраны здоровья и безопасности: по мнению руководства больницы, двухсантиметровый крестик, который Ширли не снимает с 16 лет, может поцарапать пациента.
Сама Ширли придерживается другого мнения относительно причин запрета: «У меня сложилось впечатление, что руководство больницы подвергает нападкам только христиан, – говорит она. – Я профессионально выполняю свои обязанности и за 30 лет никого своим крестиком не поцарапала. Это не вопрос безопасности пациентов и охраны здоровья и не дресс-код. Все дело в моем стремлении защитить видимый символ моей веры».
С тех пор прошел год, но если что-то и изменилось, то только к худшему: правительство Великобритании настаивает на том, что христиане не имеют права открыто носить крестик на работе. Именно эту точку зрения министры будут отстаивать в Европейском суде по правам человека во время слушания дела по жалобе двух христианок, борющихся за восстановление права открыто носить крест. В Британии официально заявлено, что ношение нательного креста не является обязательным требованием христианской религии. Это позволяет работодателям запрещать ношение крестика в рабочее время и увольнять сотрудников, которые не подчиняются этому требованию.
Правило эксетерской больницы, где после 30 лет безупречной работы Ширли Чаплин вдруг стала подвергаться притеснениям из-за того, что ее нательный крестик могли увидеть другие, гласит: «Сотрудник, который хочет носить определенный тип одежды или тип украшений по религиозным или культурным соображениям, должен обсудить это вопрос со своим непосредственным руководителем, который не примет необоснованное решение».
Было ли в ее случае решение необоснованным? Вряд ли. Вопрос лишь в том, на чем оно основывалось. Когда Ширли возразила, что двум другим врачам разрешили носить хиджабы, ей ответили, что это не противоречит правилам о стандарте униформы. «Но если руководствоваться такой логикой, разве не стоит признать, что хиджаб создает не меньше проблем, чем крестик? Например, есть определенный риск для врача, если пациент схватит его за край хиджаба; кроме того, под хиджабом легко прятать следы различных заболеваний». Ей ответили, что на этот счет она может быть спокойна – врачи, которым разрешили носить хиджабы, должны оставлять открытыми кисти рук.
«Я с уважением отношусь к исламу и мусульманам за их преданность своим взглядам, – говорит Ширли. – Но похоже, что единый стандарт униформы медицинской службы NHS на них не распространяется». Она уверена, что стала жертвой религиозной дискриминации, которая явилась «результатом политики правительства, провозгласившего своей целью соблюдение баланса интересов всех групп граждан». «Но выходит, они не прочь обидеть именно меня», – добавляет Ширли.
Воспитанная в строгих правилах Англиканской Церкви тех времен, когда о епископе-гомосексуалисте и помыслить было невозможно, Ширли Чаплин говорит о вере, только если ее об этом попросят: «Я не выпячиваю свою веру, не цитирую Писание при каждом удобном случае. Я не публичный человек». В ее маленьком доме с видом на ухоженный сад и просторы графства Девоншир на самом заметном месте – фотографии двух взрослых сыновей и трех маленьких внуков, на полках – книги по античности и альбомы по нумизматике – это хобби ее мужа Павла. Он бывший водитель скорой помощи; они познакомились на больничной вечеринке в 1980 году. Миниатюрная, аккуратная женщина, Ширли за чашкой крепкого чая говорит о тех ценностях, которые легли в основу ее мировоззрения: помогать другим, быть честной, любить свою семью. Но кажется, эти ценности уже отживают в Британии свой век.
Считается, что отказ правительства признать за христианами право на ношение символов веры на рабочем месте стал ответной реакцией на резкий протест лидеров Церкви против планов правительства, направленных на легализацию однополых браков. Но в правительстве мнения на эту тему разделились: ровно половина консерваторов в принципе против легализации однополых браков, и только 35 процентов – однозначно «за», однако опрос, проведенный Sunday Telegraph, показал, что большинству британцев все же близка эта идея: 45 процентов респондентов выступают в поддержку однополых браков, 36 процентов – против, а 19 процентов затруднились ответить. И только в вопросе ношения нательных крестов правительство высказывает единодушие. Теперь суд в Страсбурге рассмотрит, является ли запрет на ношение крестика на работе нарушением 1-го пункта статьи 9 Европейской конвенции о правах человека, которая гласит: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов». В официальном ответе правительства говорится, что ношение нательного крестика не является обязательным в христианстве и поэтому не подпадает под действие статьи 9 конвенции.
Между тем представители истиц утверждают, что права христиан защищены хуже, чем права последователей других религий, которые пользуются большей свободой. Так, сикхи могут носить традиционный тюрбан и стальные браслеты (кара), а мусульманки – хиджаб
В прошлом году Ширли Чаплин и Надя Эвейда подали жалобу в Европейский суд по правам человека. Жалоба Нади Эвейды была принята в судебное производство в Великобритании еще в 2006 году: по словам ее работодателя, Эвейда нарушила установленный в компании служебный дресс-код. Уроженка Туикенхема, западного предместья Лондона, работавшая за стойкой регистрации авиакомпании British Airways, Надя Эвейда была отправлена в отпуск за свой счет за отказ снять или спрятать нательный крестик. Надя Эвейда проиграла дело в Апелляционном суде, а в мае 2010 года ей было отказано в рассмотрении дела в Верховном суде. «Я хочу открыто носить крестик, чтобы своим примером показать остальным, что Господь их любит», – говорила она тогда. Ее протест поддержал второе по влиянию лицо в Англиканской Церкви – архиепископ Йоркский Джон Сентаму, который призвал руководство авиакомпании пересмотреть свое решение, назвав сложившуюся ситуацию нонсенсом.
Надя Эвейда и Ширли Чаплин – не единственные, кто столкнулся с изменениями в английском обществе. Правительство Великобритании выразило намерение оспорить и жалобы, поданные двумя другими христианами, в том числе и Лилиан Ладель, которая отказалась регистрировать так называемые «союзы» однополых пар. (Несмотря на то, что вопрос о легализации однополых браков только прорабатывается, «союзы» – то есть «неполная версия» брака, – уже разрешены. – Ред.)
Лилиан, 17 лет проработавшая регистратором, была вынуждена уволиться в 2007 году после ряда дисциплинарных взысканий и преследований на религиозной почве. Другой христианин, Гари МакФарлейн, специалист по семейным вопросам, был уволен за то, что отказался консультировать гомосексуальную пару.
Обращения Ширли Чаплин и Гари МакФарлейна в Европейский суд курируются Христианским правовым центром, который поручил Полу Дайамонду, ведущему специалисту в этой области, представлять их интересы в Страсбурге.
«Удивительно, почему консервативное правительство продолжает утверждать, что ношение нательного креста не является выражением вероисповедания для христиан, – говорит Андреа Уильямс, директор этого центра. – За последнее время суды вынесли ряд решений, не признающих ношение нательного крестика, веру в союз между мужчиной и женщиной и воскресенье как день, посвященный молитве, за отличительные черты христианской веры. Что же дальше? Отмена в судебном порядке Десяти заповедей?»
В пятницу 16 марта стало известно, что архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс высказался в поддержку права на открытое ношение креста, сказав, что крест не оскорбляет нехристиан, и в тот же день подал в отставку. «Есть очень много людей определенного поколения, которые действительно не знают, что такое религиозность в принципе, не говоря уже о христианстве. Это и приводит к путанице и непониманию», – сказал архиепископ, который в декабре 2012 года покинет свой пост.
Возможно, это и к лучшему: именно при нем в епископы был впервые рукоположен открытый гомосексуалист. Это, как и близкая перспектива рукоположения в епископы женщин, изменило Англиканскую Церковь, раскол в которой, как и во всем обществе, сегодня более чем реален. Следующему архиепископу (которым, по мнению экспертов, скорее всего станет Джон Сентаму), предстоит сражение за душу Британии, пишет The Telegraph. Это сражение уже идет повсюду – в судах и Палате общин, на улицах и в радиостудиях, с угрозами, компроматом и даже смертельной опасностью. Люди пытаются ответить на вопрос, что представляет собой Британия сегодня, что это значит – быть британцем и живут ли они в по-прежнему в христианской стране или уже нет.
Впрочем, есть люди, у которых на этот счет нет никаких сомнений. Линн Физэрстоун, либерально-демократический министр по вопросам равноправия Великобритании, абсолютно уверена, что Британия – это страна, в которой мужчины могут жениться на мужчинах, а женщины выходить замуж за женщин: «Вопрос не в том, собираемся ли мы ввести однополый гражданский брак, а в том, каким образом это будет сделано».
Джон МакКензи
19 марта 2012 года