Женщины превращаются в монстров. У них приподнимаются скулы, укорачиваются носы и надуваются губы. Им кажется, что благодаря всем этим манипуляциям они вот-вот достигнут счастья. Погоня за счастьем превращает их в осла, перед носом которого Тиль Уленшпигель привязал пучок желанного чертополоха. Пучок болтается перед глазами – того и гляди удастся съесть, – но, к сожалению или к счастью, это невозможно.
Впервые прочитанное лет семь назад в одном из русских глянцевых журналов слово «спиритуальность» поставило меня в тупик. Речь шла о каком-то европейском, – кажется, миланском, – спа.
Никакого четкого значения у странного слова «спа» нету. Скажем так: спа-салон – это такое место, куда мирские женщины ходят расслабляться. Расслабление представляется им крайне важной частью их жизни. «От спа-ухода привычно ждут блаженного расслабления и пустой головы», – пишут они в своих журналах и называют происходящее в салонах красоты словом «ритуал».
Весь этот туман напускается для того, чтобы описать процедуры, представляющие собой всевозможные «уходы» и массажи, основанные, как правило, на разных языческих практиках – от индейцев майя до йогических, каких угодно. Современным женщинам все это очень нравится, и, поскольку темная сторона их желаний до поры остается скрытой от них самих, они изо всех сил стремятся к расслаблению.
«Помолчим и расслабимся»
«Мы настаиваем наше масло, выдерживая его на лунном свету», – рассказывает о тибетском массаже высокий худощавый молодой человек, пару лет поживший где-то на Тибете. Практики, которые он применяет, касаются не только физиологии, а и «состояния ума» – и последнего в куда большей степени. Строго говоря, тибетский массаж – это и есть духовная практика, осуществляемая, если можно так сказать, поначалу незаметно для клиентки. Необремененная знаниями, которые она могла бы получить в семье, да вот не получила, эта среднестатистическая клиентка представляет собой «чистый лист» и, как почти любой человек, живущий только материальной жизнью, смутно ощущает в себе некий духовный голод и с готовностью доверяется тому, кто берется его утолить.
«Спиритуальность» – это калька с английского: духовность – вот о чем идет речь, помнится, озарило меня. Подумать только: та девушка, в статье которой я впервые увидела это слово, искала в спа-салоне не чего-нибудь, а духовности!
И можно сказать, что она ее нашла: периодически видя в одной из соцсетей ее новые фотки, сделанные то где-нибудь в Тибете, то запечатлевшие ее красивую фигуру в какой-нибудь замысловатой позе в московской квартире, я думаю с грустью, что принадлежу к тем, кто знает ее ужасную тайну. Наступил момент, когда она угодила в психиатрическую клинику – конечно, в этом была виновата не только йога, но только теперь ей некому помочь. Ее родственники, обычные пост-советские атеисты, в периоды обострений всеми правдами и неправдами загоняют в дурдом свою экзотическую птичку – и это все, на что она может теперь рассчитывать.
Страна же полнится экзотическими салонами. «Каждая деталь интерьера, звуки и запахи погружают в состояние тотального релакса. Но самое главное: здесь работают мастера с Бали – кудесницы, которые к тому же говорят по-русски. Впрочем, слова излишни – помолчим и расслабимся», – пишут об одном из них.
Другая сеть позиционирует один из родов своей деятельности как «близкую к учению индуизма», поясняя, что «дар исцеления дается свыше только по-настоящему верующим людям», и публикует фотографию своих собственных кудесниц, запечатленных не где-нибудь, а на фоне храма святого Симеона Столпника на Поварской. Одна из девушек, сложивших руки в балийском приветствии, стоит точно под образом Богородицы, расположенным на внешней стороне алтаря этого старинного храма.
«Велнес – это философия благополучия человека во всех сферах его бытия: духовной, социальной и физической. Тот, кто живёт согласно с философией велнеса, удачен, полон энергии, оптимистичен и бодр вне зависимости от возраста». Беззастенчиво списав это из «Википедии», тем мы, пожалуй, и ограничим упоминание еще об одной штуке – велнес-индустрии, наряду с восточными методиками прочно завоевавшей немалую территорию на общем рынке индустрии красоты и представляющей собой не только и столько «философию», сколько одну из «религий» новейших времен.
Все эти религии сводятся к одному – к культу тела, возможно такому, каким его не знали ни в одни из древних языческих времен, поскольку никогда еще столько усилий не тратилось на то, чтобы тело не старело как можно дольше.
Наука удовольствий
Это, наверно, не очень смешно, но тем не менее: один из способов омоложения называется Draсula Therapy. Русское название не такое адресное – всего лишь плазмолифтинг: в кожу пациента вводят плазму, полученную из его собственной крови, прошедшей определенную обработку в центрифуге. Говорят, молодеют даже волосы.
Не странно. На страже молодости и красоты в XXI веке стоят передовые научные технологии. «За счет воздействия сетки мощных инфpакpасных лучей достигается активизация фибpопластов и обpазование нового коллагена», – кажется, что это фрагмент из учебника по физики, но нет, всего лишь описание воздействия некоей инфpакpасной насадки, позволяющей «подтянуть» кожу, не прибегая к вмешательству пластического хирурга.
До чего дошел прогресс, – изумляется неискушенный ум, – взять хотя бы пресловутые «уколы красоты». Но сегодня ботокс, лишающий подвижности мышцы в области укола, благодаря чему женщины теряют не только морщины, но и естественную мимику, или рестилайн, заполняющий пустоты в обвисающей коже стареющего лица, выглядят старомодно и даже как-то мило.
Вот, к примеру, методика SilhouetteLift, основанная на использовании инновационных полипропиленовых нитей, позаимствованных у хирургии и офтальмологии: желающим эти нити вводят сквозь микронадрезы в височной области – и девушки молодеют на глазах. Да и не только девушки: процедура, не оставляющая никаких следов, рекомендована и мужчинам. Даже термаж, воздействующий на кожу высокочастотным радиоизлучением, уже кажется вчерашним днем.
Сегодня лазеры могут избавить даже от чрезмерной потливости, носящей почетное название гипергидроза.
Все это и впрямь напоминает наркотик: раз начав «улучшать» себя, трудно остановиться, тем более что мощнейшая индустрия каждый день готова предложить что-нибудь новое, революционное, высокотехнологичное.
И надо сказать, что священники, которые говорят нам на исповедях и в проповедях о том, что, дескать, о теле мы заботимся, а о душе не хотим, даже и представить не могут, какие бездны скрываются сегодня за их простыми словами.
Лучшее – детям
Утро. В салон красоты заходит женщина с белокурой девочкой лет восьми. Сразу видно, что это – капризная девочка: она крутится, хнычет и немножко хамит, но девушки с ресепшена уже слетаются к ней, умиленно складывая руки на груди. Появляется парикмахерша: мужественно взяв девочку за руку, она уводит ее в мир сверкающих зеркал. Через час-полтора девочка снова возникает у стойки ресепшена. Теперь ее белокурые взъерошенные волосы уложены в противные локоны-колбаски, а еще она, как взрослая модница, растопырив пальцы, дует на ногти – ей только что сделали маникюр. «Поздравляем-поздравляем, – щебечут девушки-администраторши салона,– вот ты и сделала свой первый маникюр!» И девочка с мамой гордо удаляются в московскую метель.
«В последнее время становится очень популярен детский маникюр. Совсем не вредно приучать ребенка заботиться о своей внешности, – уговаривает сайт сети, один из салонов которой работает специально для детей. – Наконец, детский маникюр является отличным средством борьбы с онихофагией – обкусыванием ногтей и кожи вокруг них».
Этот лукавый довод сродни тем, что советуют «заниматься сексом для здоровья», но факт есть факт: сегодня московские салоны готовы предложить детям – а вернее, их полоумным мамашам, – и визаж, и «общеукрепляющие и оздоравливающие процедуры по уходу за телом», и «массажи для лица и тела», и «комплексный уход за кожей».
Короче говоря, все то, что как можно быстрее выдвинет «юных леди и джентльменов», как тут называют детей, на дистанцию, которая рано или поздно приведет их к монструозности «Реальных домохозяек Нью-Йорка». Не нужно быть очень внимательным, чтобы заметить: рано или поздно люди, возлюбившие индустрию красоты, становятся похожи друг на друга, как братья и сестры. У них приподнимаются скулы, укорачиваются носы и надуваются губы, ужасно портится характер, и все труднее рассмотреть в них не достижения косметолога и хирурга, а черты Создателя.
Зато эти «спиритуальные» люди очень «успешны» – и в этом им помогает «вера в себя».
«Спиритуальные» люди
Верящие в себя не чужды сердобольности – все-таки женскую натуру не изменить до конца, – но и сердобольность приобретает у них какие-то особенные черты.
Любовь к животным – вот еще одна их подлинная страсть. Например, «спиритуальные» женщины очень волнуются, не тестировали ли их помады на бедных кроликах, но с облегчением узнают, что для создания косметики использовалась специально выращенная для этой цели человеческая кожа, как, например, в случае с группой компаний L’Or?al, все доклинические тестирования средств которой проводятся на культуре кожных тканей EpiSkin. На коллагене выращиваются слои человеческой кожи, что составляет особенную гордость L’Or?al, потратившей на свою уникальную разработку 20 лет.
Еще «спиритуальные» женщины очень беспокоятся об экологии, с возмущением воспринимая вести об изменениях климата и обвиняя в этом кого угодно, только не себя, и охотно занимаются благотворительностью. В основном они борются против рака груди (что не сложно, потому что периодически косметологические гиганты объявляют о том, что часть прибыли от продажи тех или иных средств они направляют на борьбу с этим недугом) и помогают животным. Бездомным или в Африке – особенного значения не имеет: главное, чтобы у «спиритуальной» женщины появилось чувство, что она живет не зря. Зато она никогда не зайдет в дом престарелых или больницу, где лежат раковые больные, – потому что ее сердце «этого не перенесет».
Что тут скажешь? Наверное, ничего, кроме того, что все это является последствиями поиска «личного счастья» – еще одной религии современного мира, о которой, если будет желание, мы поговорим в следующий раз.
Марина Вологжанина
16 ноября 2011 года