Мы кружимся в вихре, который морочит головы, завлекает, запутывает так, что ничего другого, кроме этого кружения, мы уже не осознаём. Человек становится рабом вихря, не понимая, что у вихря есть своя цель – ему, человеку, непонятная. Эта цель – сделать так, чтобы человек перестал понимать, кто он и зачем существует. Вихрь называется «суета». Как воронка, он поглощает время, отпущенное нам для обретения вечности. Ни уговоры, ни увещевания, ни мольбы не помогут вырвать человека из этого бешеного водоворота. Всё это просто не действует. Потому что воронка, однажды захватив, затягивает всё дальше и дальше в пустоту, в бездну, которая до поры до времени незаметна. И когда бездна обнаружится во всей своей безнадёжности и пустоте, будет поздно.
Но милостивый Господь не позволит вихрю обмануть нас до конца – Он даёт нам уже здесь вкусить больные плоды суеты и чрезмерных забот. И тогда на голову человека начинают сыпаться, как из ящика Пандоры, неприятности, проблемы и несчастия. Это мусор, щепки, обломки той доброй жизни, которую мы сами позволили разметать бестолковому вихрю. Это знаки того, что мы живём неправильно, не так, как хорошо, как надо. Плохо мы живём, потому что упускаем из виду что-то главное, без чего наша жизнь доброй попросту быть не может.
И вот когда вдруг на голову со всех сторон и без видимых причин начинают валиться несчастья и неудачи, тогда – как-то волей-неволей – человек вспоминает о Боге и идёт в храм. Здесь он встречает священника, который первым долгом пытается выяснить, живёт ли человек в согласии с законом Божиим, старается ли он соблюдать элементарные правила здоровой, а говоря церковным языком – целомудренной, жизни. И вот на вопросы, как давно человек исповедовался, причащался, читает ли он Евангелие, в подавляющем числе случаев слышишь ответ, пугающий своей бессмысленностью:
– У меня нет времени!
Так что же такое время с точки зрения веры, и для чего оно нам дано?
Каждый из нас с момента зачатия уже живёт вечной жизнью. Отменить или прекратить эту жизнь ни один человек не властен. Но есть в этой вечной человеческой жизни крохотный промежуток, почти точка в самом начале, короткая «взлётная полоса», разбег по которой определяет, какой будет наша вечность. Этот краткий отрезок мы называем земной жизнью. И важнейшее свойство этого промежутка – время.
Взлётная полоса коротка. Но от того, как правильно выберет пилот направление, скорость и насколько верно он учтёт силу ветра и множество других условий, зависит очень многое. Словом, взлёт – это время предельной концентрации внимания, краткое время, от которого зависит, что нас ждёт – достижение высшей цели или страшная катастрофа.
В народе говорят: «Мал золотник, да дорог». Мало время человеческой жизни, но это время нам дано для того, чтобы мы сделали сознательный выбор вечности. Сами избрали для себя будущее. Отличие от земного полёта лишь в том, что «в воздухе» менять что-либо будет поздно. Так что если «параметры» полёта, заданные на земле, окажутся ошибочными, то нас неизбежно ждёт катастрофа. Вот такая ответственность ложится на нас в этом времени «подготовки к полёту»!
Важно ещё то, что человек не может выдумать для себя какую-то «особую» вечность, но только выбрать из того, что предлагает ему реальность. Выбор этот поистине безграничен: от запредельных высот до зияющих пропастей. И единственной путеводной звездой, спасительным Маяком в этом океане вечности является Бог, Его правда, Его закон, Его любовь. Это абсолютное и совершенное Благо. Чем более человек стремится к Господу, чем более старается познать истину и жить в согласии с ней – тем более душа его преображается, освящается, уподобляется своему Творцу. Это случается не сразу, не вдруг, а именно на протяжении земной жизни. По успению происходит лишь развитие того направления, которое избрал человек, – тогда раскрывается в вечности то, к чему человек стремился, чего искал, чем дышал и жил во времени. Словом, время нам дано для освящения, для единения с Богом, и важнее этого нет ничего.
И вот человек как бы говорит мимоходом Богу: «У меня на Тебя нет времени!»
Понимает ли это человек или нет, но слова эти страшны. Они страшны катастрофическими последствиями для самого человека, который, конечно, не хочет никаких катастроф, но своё представление о счастье строит не на основе реальности, а на основе собственной замороченности. Всецелая поглощённость житейскими заботами создаёт в душе неправильное, мечтательное представление о счастье, представление, обреченное в конце концов на провал именно потому, что оно не сообразуется с реальностью.
Ещё восклицают иногда: «А я о Боге помню, я в Него верю, просто у меня нет времени на все эти ритуалы: хождение в храм, молитвы, поклоны, посты… Можно ведь обойтись и без этого. Бог у меня в душе – и довольно!»
Да нет, не довольно…
Хорошо и правильно верить в Бога, но этого мало. Вот что говорит апостол Иаков: «Вера без дел мертва» (Иак. 2: 26), а в другом месте говорит ещё более жёстко: «И бесы веруют… и трепещут» (Иак. 2: 19). Но при том остаются бесами. Словом, кроме веры в Бога нам нужна жизнь в согласии с Ним, образ жизни христианский, который, как мозаика из кусочков смальты, складывается из простых, но важных вещей: изучения основ православной веры, чтения Нового Завета, исполнения заповедей, молитвы домашней и церковной, соблюдения постов… Всё это помогает человеку так организовать свою жизнь, чтобы он мог хранить и умножать благодать, возрастать в вере, в смирении, терпении и любви.
Иногда человеку кажется, что он в общем добрый, и этого вполне достаточно. Но проблема в том, что сравнивает себя человек не с тем, каков он должен быть в очах Божиих, к чему призван, а с крайними проявлениями греха, на фоне которых кажется себе вполне «нормальным» и «правильным». И здесь надо сказать о добре в его обычном, житейском понимании – и о том добре, которое служит выражением подлинной веры.
Господь в одном месте Евангелия говорит ученикам: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царствие Небесное» (Мф. 5: 20). А ведь фарисеи были очень щепетильны в соблюдении не только внешних, но и общепринятых моральных, нравственных норм. Но в том-то и дело, что эта «человеческая» праведность странным образом позволила фарисеям распять Христа. Если кто-то утверждает, что он верует в Бога и Бог «у него в душе», то, конечно, этот человек должен всемерно стремиться узнать волю Бога и стараться эту волю исполнять, как бы это ни было неудобно, трудно или невыгодно. Вот в чём дело веры – жить в согласии с Богом.
Воспринять во всей возможной полноте духовный, нравственный облик Христа, облечься в Него, по точному определению Церкви. Апостол Павел говорит об этом так: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8: 9). Но чтобы облечься во Христа, чтобы жить и поступать в подлинном смысле по-христиански, нужно к этому сознательно и настойчиво стремиться: узнавать больше о Христе, о Его учении, начертанном в Евангелии и воплощённом в Церкви. Церковь – это Тело Христово, «столп и утверждение истины». И если человек пренебрегает опытом и правилами церковной жизни, не старается быть сознательной частью Тела Христова – то никакой он не христианин, как бы он себя ни называл.
Основной тренд нашего времени – это жизнь в своё удовольствие, наслаждение греховной жизнью, стремление избегать любыми путями скорби и трудностей. Иной настрой нам предлагает Церковь: не убегать от скорбей, особенно от скорбей, связанных с праведной жизнью в беззаконном мире, а мужественно их переносить, «ибо страдающий плотью перестаёт грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4: 1–2).
И опять всё сходится на том, что нужно находить время узнавать, читать, вдумываться, расспрашивать о той живой и спасительной вере, которой нас научил Христос. Чтобы не просто верить, но в полном смысле этого слова жить по-христиански, жить по заповедям Христа.
С чем бы сравнить духовную жизнь? Это что-то в высшей степени ценное, то, о чём мы знаем, чем хотели бы обладать, но что само собой не даётся. Можно было бы это сравнить с богатством, но не вполне, потому что богатство приобретают зачастую путём неправедным – в отношении же благодати это немыслимо.
Может быть, духовную жизнь можно сравнить с высоким мастерством в доброй области. Это то, что за деньги не купишь и отсутствие чего невозможно долго скрывать. Мастерство любое: в живописи, в музыке, в науке и технике – приобретается любовью к своему делу и упорным трудом, терпеливым приобретением навыков и умножением опыта.
Но вот что особенно важно понять: достижение мастерства в науке или искусстве – это, в общем, частное дело и никак не влияет на духовную, вечную жизнь человека. Ты можешь быть талантлив и развивать усердно свой талант, достигая вершин мастерства. А можешь пренебречь им и просто пойти работать на стройку, чтобы кормить семью. С точки зрения духовной, такое «закапывание таланта» вряд ли можно назвать грехом. Напротив – человек пожертвовал своим увлечением, своей земной привязанностью ради семьи, ради близких.
Но в духовной жизни всё иначе. Мы все без исключения призваны к духовной жизни, и все обязательно должны потрудиться в достижении Царства Божиего, в стяжании благодати. Это вопрос жизни и смерти, причём жизни и смерти в вечном их измерении. И просто отбросить его, пренебречь этим призванием без трагических последствий для себя никто не властен. Вот это важно понять. Залог благодати, данный нам при крещении, который мы должны усвоить и умножить всей своей доброй жизнью, – это и есть тот самый талант, «закапывание» которого в землю влечёт за собой самые печальные последствия для человека.
Послушайте, ведь от нас не требуется каких-то особенных, крайних жертв. Просто находить в круговерти каждого дня немного времени для заботы о своей душе, для живого общения с Богом. Это самое золотое время, время приобретения вечности! И это время, использованное с мудростью, не канет, не пропадёт зря, но обязательно принесёт святой и радостный плод.
Но и в повседневном потоке житейских дел человек может и должен дышать вечностью, жить в осознании присутствия Божиего, непрестанно сверять свои поступки, слова и даже мысли с Божией правдой. Стремиться всем сердцем и всей душой к Богу. Совершать сознательный выбор в пользу евангельской правды.
Никогда не будем говорить, что у нас нет времени на духовную жизнь! Пока мы живём на земле – у нас есть время! Вопрос только в том, что для нас по-настоящему важно, на что мы готовы это время тратить. И помня, что время нам дано для покаяния, для изменения жизни, будем стараться эту счастливую возможность использовать. Пока есть время!