Книга маленькая, всего в три главы, ветхозаветная. Для неопятидесятников очень важная. С точки зрения неопятидесятников, книга пророка Иоиля подтверждает их образ жизни.
Чаще всего из книги Иоиля цитируют стихи о Духе Божием: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил. 2: 28–29). Эти слова вспомнил апостол Петр в славный день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой и апостолы заговорили на многих языках. Апостолы проповедовали людям, приехавшим из разных стран в Иерусалим на праздник.
100 лет назад на многих «иных языках» заговорили пятидесятники, а спустя полвека – неопятидесятники. Говорили и веровали, что это Дух Святой на них сошел. Пятидесятники поначалу даже пытались на «иных языках» проповедовать в дальних миссионерских поездках. К своему изумлению горе-миссионеры выяснили, что чужестранцы их совсем не понимают. И тогда было решено, что этот дар свыше получен не для проповеди людям, а для молитвы Богу: Он «иные языки» пятидесятникам вручил, Он их и понимает. Пятидесятники более-менее удовлетворились таким объяснением.
Между тем у апостолов был дар говорения на иных языках – к людям. И в деньПятидесятницы приехавшие издалека люди с изумлением узнавали языки своих стран. Они постепенно понимали, что происходит чудо: некнижные люди, апостолы, по дару свыше вдруг оказались «полиглотами», «переводчиками», проповедниками и пророками.
В наши дни среди неопятидесятников много людей, которые безо всякой скромности называют себя пророками. Некоторые из них с удовольствием берут в руки книгу Иоиля и зачитывают из нее стихи, где говорится о Божием благословении, которое умножает урожай в виноградниках, домашний скот на пастбищах, защищает от агрессивных соседних народов. Неопятидесятнические «пророки» всем сердцем любят эти стихи из книги Иоиля. Они проповедуют теологию процветания: добрый всемогущий Бог благословляет своих избранников всеми материальными благами. Такая дается трактовка Священного Писания, вполне в духе общества потребления.
***
Прежде всего о бедствиях народа Божия: «Пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный… смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола и бросил… Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники» (Иоил. 1: 6–9). Что делать? «Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?» (Иоил. 1: 16.). Вот что «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши[1], а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоил. 2: 12–13).
Легко порвать на себе одежды. Сокрушить свое закосневшее в грехе сердце много труднее, гораздо мучительнее. Легко сделать одежды постническими, плачевными. Но как сделать сердце постническим, кающимся? Нам нужно как-то добраться до сердца, ведь любые наши самые правильные внешние действия без внутренних усилий не помогут нам вернуться к Богу.
Тот, кто обратится к Богу, получает от Него прощение грехов, духовную радость и весомую поддержку. Им, истинно кающимся, говорит Господь через пророка: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя… И будет, всяк иже призовет имя Господне спасется… в Иерусалиме будет спасаемый, якоже рече Господь, и благовествуемии (греч.: эвангелизомини), ихже Господь призва» (Иоил. 2: 28, 32[2]).
Так и получилось. Пришел Иоанн Креститель, строгий постник, призвал весь народ к покаянию. Далеко не каждый откликнулся. Однако многие послушали его пророческий голос и сокрушили свои сердца. Предтеча указал людям на Господа Иисуса Христа. Некоторые прилепились к Христу, учились у Него. Мучились, видя страдающего Христа, оплакивали Его, всей душой радовались о Его Воскресении. Они, ближайшие ученики, получили Святого Духа и проповедовали Евангелие во Иерусалиме на иных языках. Люди понимали их, в покаянии призывали имя Господне и улучали спасение… А жили по-разному. Умели жить и в скудости, и в изобилии – за всё благодарили Бога.
Был у апостолов дар иных языков, конечно. Что это за дар? Это просто способность говорить на чужом языке без предварительного обучения этому языку. На иных языках апостолы проповедовали, как и на своем родном, – вполне контролируя себя, без экстазов. Дар языков у (нео)пятидесятников почему-то сплошь экстатический. И покаяние у них тоже практикуется в основном экстатическое. Сначала человек экзальтированно кается в грехах прошлой жизни, а потом получает экстатический дар иных языков. После чего пастор изрекает о нем экстатическое пророчество. А затем на неопятидесятническом собрании наступает момент снять эмоциональное напряжение экстаза – негромкой спокойной музыкой. Послушали «усыпляющую» музыку – переходим к проповеди. Пастор начинает пробуждающую проповедь бодрящим голосом. В конце проповеди выкрикивает стихи из книги Иоиля и, помедлив многозначительно, произносит, тяжело роняя каждое слово: «Сегодня… наш брат… крестился… Духом Святым…» Вдруг вся община взрывается: «Аллилуйя!!!» После собрания люди расходятся по домам, тихо улыбаясь: «Великое церковное служение совершилось у нас сегодня. Вот оно – мощное помазание Святого Духа».
Можно таким образом проводить собрания, можно и всю оставшуюся жизнь проводить по схеме: фаза экстатического возбуждения, фаза торможения, фаза возбуждения, фаза торможения. Можно… Только при чем тут книга Иоиля? Святой Иоиль совершенно не об экстазах пророчествовал. В экстазах-то недостатка не было – у всех народов и во все века.