В наши дни одними из самых модных способов «украшения себя» у подростков, молодежи и даже взрослых стали татуировки и пирсинг. Эту моду породили кинозвезды, эстрадные певцы и специализированные журналы, и молодежь, из желания быть «не похожими» на других, стала рисовать на своем теле разные символы и вешать серьги на самые разные части тела: нос, уши, губы, брови или пупок. У многих даже сформировалась зависимость от этих способов «украшения себя», и они уже не довольствуются одной татуировкой или серьгой в носу. Молодежь приходит к убеждению, что у этой диковинной моды имеется разумное основание. Но разве есть разумное основание в том, чтобы идею прекрасного связывать с рисованием причудливых изображений на разных частях тела или с вешанием серег на бровь и губу?
Чего не знают молодые, так это того, что никакие они не новаторы, потому что мода на видоизменение своего тела – явление древнее, на протяжении тысяч лет существующее у нехристианских народов и африканских племен. С самых древних времен в Африке, на Среднем Востоке и в Южной Азии женщины наносили на свои тела изображения, которые, как они верили, должны были отгонять зло и притягивать счастье. И в Таиланде буддийские монахи татуируют свое тело, потому что считают, что татуировки составляют связующую нить между верующими и древними кхмерскими жрецами.
Желающим сделать себе татуировку или пирсинг не мешало бы знать, что эти процедуры не только болезненны, но и опасны. Исследование, проведенное Генеральным директоратом по научным исследованиям при Евросоюзе, предупреждает об этих опасностях. Согласно этому исследованию, чернила и пигменты, используемые для татуировки, могут вызвать в организме реакцию отторжения. Эти способы «украшения себя» приводят в значительном числе случаев к серьезным проблемам со здоровьем, прежде всего к вирусным и бактериальным инфекциям и аллергическим реакциям. Еще опасней то, что инструменты, используемые для нанесения татуировки или пирсинга, могут оказаться передатчиком очень серьезных заболеваний, например гепатита В и С, СПИДа. Некоторое время назад пресса сообщала о случае с итальянкой, которая чуть не погибла из-за обыкновенного пирсинга на ухе. У нее не было прививки от гепатита, и она впала в глубокую кому. Жизнь ей спасли только ценой пересадки печени.
За татуировками и пирсингом могут стоять драмы
О мотивах, которые могут подтолкнуть молодого человека к тому, чтобы прибегнуть к татуировкам или пирсингу, психолог Таисия Трика, профессор, директор Центра психопедагогической помощи уезда Бузэу, говорит следующее:
– В прежние годы те, кто делал себе татуировки, считались аутсайдерами, представителями некоей субкультуры. Сегодня индивидуалистическая гиперкультура вкупе с культурой потребления формируют у молодежи желание непрестанной персонализации, образ жизни в стиле «я особенный». К сожалению, в наши дни подавляющая часть воспитательных моделей – это модели нарциссистские, отдаляющие подростка от правильного физического, психического и социального развития.
Уникальным каждого человека делает не его внешность, а его внутренний мир. Мы неповторимы, потому что каждый из нас по-особому чувствует, мыслит и переживает. Очень наивно думать, что, «обезображивая», «изменяя» свое тело, мы сможем что-то кардинально изменить в себе самих. Если ты недоволен собой, недостаточно заниматься только лишь своей внешней телесной оболочкой. Реальное изменение происходит тогда, когда человек нацелен на повышение своей самооценки, на самосовершенствование, когда он стремится гармонично сочетать свои внутренние возможности с теми задачами, которые ему предстоит выполнить.
Ограничиться простыми объяснениями, что это, мол, «всего лишь мода», «эпатаж», конечно, можно, но мы не вправе так поступить. Мы должны объяснить скрытую причину подобных действий. Многие молодые люди не останавливаются на одной татуировке или пирсинге, так, может, это не просто причуда? Тут следует говорить о самовредящем поведении, об автоагрессии. За подобным поведением могут стоять драмы, оно может быть дисфункциональным ответом на то, что происходит в жизни ребенка или подростка.
В наше время дети и подростки слишком часто становятся свидетелями напряженных отношений между родителями, все чаще они оказываются предоставленными самим себе. Но наши дети, когда вырастут, будут вспоминать не о том, как мы обеспечивали их едой и деньгами, а о том, помогли ли мы им в их саморазвитии.
Татуировки портят кожу навсегда
Молодым людям, желающим прибегнуть к подобным способам «украшения», надо бы помнить не только о том, что это рискованные процедуры, да к тому же и весьма бьющие по карману (особенно татуировки), но и о том, что жизнь – не вечная молодость, а пожилые люди с татуировками выглядят смешно. Татуировки портят кожу навсегда. Если тебе надоест серьга в носу, ты всегда можешь ее вынуть, но случай с татуировками намного серьезней. Их сведение – операция и непростая, и недешевая, и не лишенная риска. Полностью удалить татуировку практически невозможно. Чем она крупнее, тем больше процедур по удалению требуется. После этих мучительных операций по сведению тату на коже все равно остается рисунок, но только жемчужно-белого цвета.
Сегодня мы в большей степени, чем когда бы то ни было, живем образами. Чтобы «быть чем-то», нужно, чтобы тебя увидели, заметили, нужно чем-то привлечь к себе внимание. Но быть самим собой – просто потому, что ты человеческое существо, – вполне достаточно. Татуировка или серьга в губе не сделают тебя более выдающимся или счастливым. Может, они и привлекут к тебе внимание, но зачастую совсем не то, какого ты желаешь.
Татуировки – признак тщеславия и отсутствия надежды на Бога
На эту тему высказался и священник Павел Негоицэ, клирик церкви апостола Андрея города Бузэу:
– Церковь не поощряет подобных действий, потому что человек создан Богом как личность, обладающая физической цельностью, которая не должна нарушаться ничем. Тату – это свидетельство таких грехов, как тщеславие, отсутствие самоуважения, отсутствие надежды на Бога; оно обнаруживает неуверенность в себе тех, кто стремится проявить себя с помощью подобных внешних приемов, а не своей душевной и физической красотой, данной Богом.
Подобное поведение может демонстрировать нежелание следовать общепринятым нормам. Но это легкомысленный подход. Ведь стремление выделиться с помощью таких внешних приемов вовсе не предполагает наличия у тебя более высокого, чем у других, интеллекта, большей душевной развитости, и потому не принесет тебе большего авторитета, уважения или почета. Оно станет экстравагантным и смешным отличием, которое заставит подозревать тебя в отсутствии вкуса и недостатке воспитания. Никаким способом выражения свободы это не является, потому что ты не свободнее других, если ведешь себя эксцентричнее.
Что же касается идолопоклоннического образца, которому ты подражаешь, то и тут абсурдно надеяться, будто благодаря этому ты получишь какое-нибудь преимущество. Ты отказываешься от собственной зримой идентичности, чтобы стать искаженной копией каких-то персонажей, которые сами пребывают в кризисе идентичности, подобно персонажам Ф.М. Достоевского. Церковь учит христиан тому, что надо быть красивым душой, и эта душевная красота отобразится и на теле.
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Еужения Голуб