Ежели теперь стыдишься сказать грех свой духовнику, который такой же человек, как и ты, и больше может согрешить, нежели ты, если не будет вспомоществуем милосердием Божиим, то что будет, когда оный грех открыт будет на Страшном Суде Господнем в присутствии Бога и безчисленных святых Его? Стыд исповеди нимало не приличен, и он изобретен диаволом… Ежели же нам Господь Бог, по неисповедимому Своему милосердию, назначил судьею такого человека, как и мы, такою же слабою плотию одетого, то для чего же нам духовнику нашему не открыть искренно нашей совести, и особенно, когда совершенно знаем, что он не может ни самомалейшего нашего порока никому открыть, будучи обязан строгостью закона и своею должностью к соблюдению тайны исповеди.
Более всего злые духи стараются о том, чтобы человек не покаялся: они, как ненавистники человеческого рода, будут при смерти более всего искушать, чтобы не дать человеку подумать о покаянии.
Покаяние может быть тебе только здесь полезно, когда ты в земной жизни еще вместе с телом находишься, а когда умрешь во грехах без покаяния, тогда, хоть и увидишь свое несчастие, представя себе непостижимую вечность в муках, и будешь в грехах раскаиваться, но тогдашнее твое покаяние будет напрасно и ничем тебе пособить не сможет. Будешь оплакивать свои грехи, но слезы твои никого не тронут.
Будем помнить, что возвращение к прежним грехам безумно, потому что оно опять похищает у нас достигнутый мир. Мы примирились с Богом, — возвращение к грехам уничтожает это примирение. Какого блага мы лишаемся, утратив мир с Богом и с совестью! Возвратившись к прежним грехам, мы лишаемся и достигнутой свободы, которую обрели, освободившись от греха и вины. Драгоценное благо… Возвращение к прежним грехам показывает нашу неблагодарность.
Бойся привычки к греху.
Привычка к греху тем труднее побеждается, чем долговременнее сроднялась с сердцем человеческим. Нужна жестокая брань с самим собою и дивная сила благодати, чтобы победить греховную привычку.
Один из признаков, что живет в нас Дух Божий, если есть в нас покаяние и самоотвержение. Святой Дух показывает нам всю отвратительность нечистоты всякого греха. А видя нечистоты греха, можем ли мы не отвергать их от себя и не каяться в них?
Недостойные священники не препятствуют нам получить в Таинстве благодать Божию.
После каждого греха должно приносить перед Богом покаяние и просить Его помощи против искушений, так как от нераскаянности происходит закоснение в грехе, заглушается голос совести.
Надо помнить, что всякий грех для души то же, что яд для тела; а яд, если не будет извер гнут вон известными средствами, не имущему причинят смерть телесную; и грех скрываемый заражает всю душу и мертвит ее, т.е отчуждает ее от жизни Божией, лишает благо дати, без которой душа неизбежно подпадает власти диавола. Сей-то древний враг наш и вселяет во многих кающихся ложный стыд при исповеди; но надобно стыдиться греха, а не обнаружения его перед духовником. Да и кого стыдиться? Господь знает наши самые тайные помышления, а служитель Божий, свидетель нашего исповедания, тоже человек, и в свою очередь так же нуждается в исповеди.
Чтобы получить прощение грехов от Бога, нужно иметь истинное покаяние в грехах и совершенное исповедание их. Ибо как больной не исцеляется, если не откроет своей болезни врачу, так никто не может получить прощения, если прежде не осознает своего греха перед Богом. Ибо, по словам блаженного Августина, сознание греха есть начало спасения.
Посему все грехи, в коих христианин раскаивается перед священником, обещаясь впредь не грешить, благодатию Божиею заглаживаются, ибо покаяние названо вторым крещением.
Старайтесь почаще исповедоваться духовнику своему, ничего не утаивая, с сердечным сокрушением о содеянных грехах, коими мы так много прогневляем Милосерднейшего Господа; имейте твердое желание и просите помощи
Божией, дабы впредь избегать грехов. Хотя никто не может о себе сказать, что он не согрешит, но надо всевозможно стараться удерживаться от грехов и понуждать себя к добру.
Исповедание самое искреннее, неустанное много защищает от повторения искушений.
Есть плач сердца без слез, но такой же сильный, как слезы.
Не потерпим помыслов, умаляющих грехи наши и успокаивающих нас отпущением грехов (св. Максим Исповедник).
На исповеди запрещается сдавать свои грехи по частям, как делают иные люди хитрые, т.е. половину или больше незначительных грехов передают они на исповеди одному (знакомому) духовнику, а другую половину, более тяжких грехов, — другому духовнику, который не знает их. Это было бы недобросовестно и лукаво. Так делают иные оттого, что своего знакомого духовника стыдятся, и потому, как фарисеи, своему духовному отцу передают лукаво и безсовестно только мелкие и обыденные грехи, а с теми грехами, которые более тяжки, идут к другому, незнакомому, или, по их понятию, более снисходительному духовнику. Таковые забывают, что они таким действием обманывают не духовника, а Самого Спасителя и Бога, и через то уничтожают Таинство Святого Покаяния и становятся недостойными и Святого Причащения.
Вообще неприлично, без крайней нужды и причины, по одной только прихоти, менять духовников, как это делают иные, ища такого духовного отца, который бы поменьше спрашивал, не строго обличал и почаще разрешал принятие Св. Таинств, даже и тому, кто сам чувствует, что их недостоин.
Есть, к несчастию, люди, которые скрывают свои грехи на исповеди. Так, одни из-за ложного страха, другие из-за ложного стыда, третьи из гордости, иные, наконец, просто по невежеству, утаивают при покаянии свои беззакония от священника, а через это удваивают их, потому что лгут пред Самим Господом Иисусом Христом, исповедание их приемлющим. Сокрытием своих грехов вы угождаете диаволу, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. V, 8), ища вашей погибели.
Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием… Греховные помыслы и ощущения не должно рассматривать, чтобы они не вкрались в душу и не заразили ее, должно их немедленно отвергнуть (свт. Игнатий Брянчанинов).
Про исповедь надо спрашивать долголетних духовников, благоговейно проходивших служение Божие.
Все бо мы в беззакониях зачаты есмы, и во гресех роди нас мати наша (Пс. L, 7). И от плоти есмы (Ин. III, 6). Посему хотя бы кто и был святым, и тот имеет нужду в исповедании грехов, как говорит пророк Давид. Об этом так говорит блаженный Августин: «Если человек скрывает, Господь открывает; если человек таит, Бог явным делает; если человек сознает, Бог прощает».
Причина, побуждающая тебя к покаянию, должна быть неизвестность твоей смерти. Христос сделал для тебя неизвестным час сей для того, чтобы ты всегда жил в покаянии и всякий час считал бы последним. Другие причины, склоняющие тебя к покаянию, должны быть Страшный Суд и вечные муки (свт. Феофан Затворник).
Грешен ли ты — спеши принести во грехах покаяние, тогда имя твое впишется в Книгу Жизни, и определение мучения твоего переменится на определение спасения твоего.
Бог до сих пор оставлял нам время для покаяния, но как мы пользовались этим временем?
Некоторые, например, возражают против устной исповеди и возражают потому, что они не имеют истинно-христианского смирения, потому что их самолюбие не дозволяет им сознаться в своих поступках даже перед священником, служителем Бога. И таким людям необходимо обратить внимание на состояние своего сердца, ибо с очищением сердца исчезнет у них и всякая охота к изысканию возражений против учений Христа.
Пост, говение, исповедь и св. причащение — вот курс здешнего врачевания.
Бывает, очень сильно смущают помыслы человека, внушающие ему, что несмотря на все усилия и труды он не наследует Царствия Божия. Такие вражеские помыслы следует отвергать при самом появлении их словами Евангельскими: «Верую, Господи, помоги моему неверию», — и быть совершенно уверенным в милосердии Божием, ибо все наши грехи составляют как бы горсть песку перед океаном милосердия Божия. И свт. Иоанн Златоуст говорит: «Океан имеет границы, а милосердие Божие без предельно, потому необходимо надеяться на Него. А в случае каких-либо падений не унывать и не скорбеть безмерно, а воздвигать себя упованием и смиренно просить прощения. Когда падет христианин, да не забывает любви своего Отца в надежде прощения».
Бог дал тебе в этой жизни самое простое средство к очищению грехов: Таинство Покаяния. Знала ты это средство, но не воспользовалась им!.. Покаяние — вот единственное средство войти в Царствие Божие. Грехом мы отпали от Царствия Божия, следовательно, в покаянии о грехах мы и войдем в него. Грехом мы удалились от Бога и св. общества Ангелов, — через покаяние во грехе мы снова будем приняты в это общество.
И что всего печальнее, мы так привыкли грешить, что и грехи-то свои не считаем грехами. Называясь православными, мы живем часто хуже евреев, магометан и язычников. Следовательно, когда мы видим свои грехи, — это есть запах здравия души.
Епитимия должна служить покаявшемуся напоминаем о грехе.
Угрызения совести тяжелее всяких других мучений. Поэтому исповедники духовнику должны сами открываться, а не ожидать вопросов. Трудно знать, что таится в чужой душе.
В покаянии — вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств, потому мало-помалу, неприметным образом заражаемся мнением (свт. Игнатий Брянчанинов).
Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются: ни на мытарствах, ни на Суде.
Чистая исповедь — лучшее средство к нравственному усовершенствованию.
Ничто не отнимает у сатаны столько силы, как если мы открываем тайны нечистых мыслей (и грехов) своим духовникам, и ничто так не радует злобного врага, как если человек не хочет открывать их.
Касательно сетей вражиих, то они при исповеди духовнику все разрушаются (преп. Амвросий Оптинский).
Что здесь себя исповедью пристыжаем, тем избавляемся вечного стыда… Исповедания пред духовником до смерти не надо откладывать под тем предлогом, что не исправлюсь, опять, дескать, все то же. Таинство сие чудодейственно: долго ли, коротко ли — воздействует, привлечет к совершенному исправлению и очистит душу от всякого греха.
Каких ради грехов жены находятся в аду? — Жены находятся в аду ради четырех грехов: нечистоты своих мужей; суетных и непотребных украшений; ежели любят ворожить; и стыда, ради которого не исповедуют грехов своих.
Если бы вы знали, что значит покаяние! Через него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа в Св. Причащении. Если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу.
Если не имеем добродетелей, то постараемся, по крайней мере, избавиться от грехов покаянием и терпением находящих скорбей, которые посылаются Промыслом Божиим к очищению души нашей от грехов и пороков и всякой неключимой примеси.
Долги хуже грехов: в грехах человек покается — и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни.
Когда согрешишь, стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, такого Милосердного, так тебя любящего и так заботящегося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть (свт. Иоанн Златоуст).
Греховные мысли не должно ставить в грех, если мы их не принимаем, не хотим, боремся с ними через молитву, но считать их за искушение; в противном случае диавол будет тем утешаться. Надо знать, что кто противится греховным мыслям, тот заслуживает у Бога великую благодать.
Душа, которая оставила покаяние или невоздержанна, или любит осуждать людей, не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов (преп. Силуан Афонский).
Авва Антоний говорил авве Пимену: «Великий подвиг для человека — раскаяние во грехах своих перед Богом и ожидание искушений до последнего издыхания».
Покаяние в том состоит, чтобы отвращаться от греха, ибо такова благость Божия, что в какой час обратится человек от грехов своих, Бог приемлет грешника с радостию, не считая прежних грехов его, как написано в Евангелии о юнейшем сыне…* (авва Исайя).