Отец Арсений. Издание пятое. – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. – 784 с.; илл.
Справка из wikipedia.
Собор святых новомучеников и исповедников Российских — название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей. Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников.
«Русская голгофа». Книга «Отец Арсений» посвящается памяти новых мучеников и исповедников российских.
Сколько священников пострадало в период советской власти, сколько верующих православных людей погибло, замученных до смерти во время допросов, сколько расстрелянных и пропавших без вести в лагерях… Тысячи. Много тысяч неизвестных никому людей, выбравших страдание и смерть, а не отречение от веры и предательство. Кто-то сбрасывал и разбивал церковные колокола, а кто-то выбирал терновый венец – «Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (Послание 2 Коринфянам 4-9)…
«Отец Арсений» — не просто книга, это свидетельства и воспоминания людей, об очень необычном для наших дней человеке, священнике, современном исповеднике, духовном отце, радеющем о спасении людей, переживавшем искренне и с любовью каждому к нему обратившемуся.
Книга неоднократно переиздается на русском языке, а также на греческом и на английском – это действенная помощь отца Арсения и после своей смерти, помощь в обретении покоя и мира в душе, в утверждении веры в Бога. Многим людям эта книга уже помогла, многим еще поможет. Книга представляет собой краткие рассказы очевидцев, описывающих встречи с отцом Арсением, его тяжелую жизнь в лагерях, когда будучи сам физически слабым человеком, он пытался облегчить труд окружающих его людей.
Очень интересный рассказ о встречи отца Арсения с Максимилианом Волошиным, старец в беседе со своими духовными чадами коснулся темы современных того времени авторов и выделил Волошина, рассказав о нем. Поэт прислал отцу Арсению в ссылку несколько своих стихотворений, одно из них называлось «Владимирская Богоматерь» и отрывки из поэмы «Серафим Саровский», написав, что ее еще не закончил.
Интересны и поучительны рассказы о том, как в лагерь попадали и те, кто сами подписывали приговоры для ссылки людей, и были обречены страдать и видеть страдания невинно осужденных, понимающих в итоге, что за страшная машина поглощала и уничтожала людей, когда соседская записочка могла решить вопрос жизни. Вчера они сыто и считая себя правыми отправляли людей туда, откуда по статистике возвращались один из десяти, а затем сами были выброшены из теплых насиженных мест. Отец Арсений не только никогда не обвинял и не укорял людей в содеянных делах, наоборот, всегда сопереживал, не смотрел кто перед ним – уголовник- убийца или безвинно осужденный, все были равны, всем одинаково пытался помочь, выхаживая больных, отдавая слабым скудный дневной паек, беря на себя вину других…
Страшное было время – разрушались храмы, оскверняли святыни, разбивали и переплавляли колокола с церквей, без суда и следствия расстреливали священников и верующих людей, по колено в крови невинно замученных людей строили светлое будущее… Октябрьская революция 1917 года – послужила началом духовного разложения общества, когда место иконы в углу комнаты заняла фотография Сталина, Ленина…
В Ростове Великом в мае 2001 года был установлен и освящен памятник в честь отца Арсения, у главного входа на старое городское кладбище. На памятнике выбита надпись: «В память о преподобном старце иеромонахе Арсении (1894-1975), исповедническим подвигом и молитвой приведшем ко Христу множество людей».
Сколько их было неизвестных священников и монахов, положивших свои жизни ради веры в Спасителя? Да были и те, кто отрекся, как Иуда, были и те, кто служили в церквях и работали на НКВД, были – с этим никто не спорит. Вот только вспоминают сейчас с благодарностью и молитвой не их, а тех новомучеников, которых тысячами уничтожил режим Советской власти, но не до конца, потому что любовь и добро всегда побеждало и будет побеждать. Бог есть любовь, так было и так будет.
Обязательно надо помнить подмосковный полигон НКВД в Бутово. Лишь за один год — с 8 августа 1937-го по 19 августа 1938 года — здесь было убито и зарыто во рвах 20 765 человек (а расстреливали с середины 30-х по начало 50-х). Такого сонма святых, почивающих в едином месте, нет более нигде на территории России. Русской Голгофой назвал Бутово Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и по его Первосвятительскому благословению в 4-ю субботу по Пасхе на Бутовском полигоне ежегодно совершается торжественное празднование Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.
автор Марина Мыльникова