Есть те редкие выставки, о которых, как говорилось в прежние времена, ни в сказке сказать, ни пером описать, – их надо посетить самому, пропитаться их атмосферой. Иначе пропадает тот сокровенный, благоговейный настрой, что и составляет саму их суть.
В наступающем году исполняется 450 лет выдающемуся памятнику русской церковной архитектуры – Покровскому собору на Красной площади, более известному как храм Василия Блаженного. 12 июля 1561 года освящением центральной церкви собора в честь Покрова Богородицы ознаменовалось завершение его строительства. Сейчас это всемирно известный музей и действующий храм, где каждое воскресенье проходит Божественная литургия. В конце ноября здесь открылась приуроченная к предстоящему юбилею выставка «Золото ризницы», организованная Государственным Историческим музеем и его филиалом «Покровский собор».
Есть те редкие выставки, о которых, как говорилось в прежние времена, ни в сказке сказать, ни пером описать, – их надо посетить самому, пропитаться их атмосферой. Иначе пропадает тот сокровенный, благоговейный настрой, что и составляет саму их суть.
Шедевры «золотосеребряных» мастеров
Как отмечают организаторы выставки, она представляет некий собирательный образ православной ризницы, где на протяжении столетий бережно сохранялись бесценные (и далеко не всегда доступные взору прихожан) произведения церковно-прикладного искусства, имеющие сакральную, художественную и мемориальную значимость. Зачастую эти предметы были вкладами гостей, дарами богатых прихожан, церковных деятелей.йцу
В сокровищницах содержались также предметы, изъятые из ежедневного церковного обихода ввиду их особой ценности: облачения священников; покровы, шитые из дорогих тканей и украшенные узорочьем из золотных и серебряных нитей; напрестольные кресты, богослужебные книги и чудотворные иконы в уникальных окладах, богослужебная утварь.
Оказывается, сейчас невозможно точно установить, где именно первоначально была устроена ризница в Покровском соборе, который состоит из девяти основных церквей и придела, освященного во имя Василия Блаженного. Но, как сообщила нам научный сотрудник Государственного Исторического музея, член авторской группы, работавшей над экспозицией, Ольга Соколова, сохранились документы, согласно которым, в конце ХVIII века под нужды ризницы приспособили нижнюю часть церкви святой Феодосии Девы, разобрав во время ремонта ее верх. И выставка «Золото ризницы» открыта именно в этом помещении. Кстати, здесь же располагается ее компьютерная презентация.
– Готовя экспозицию, – говорит Ольга, – мы решили показать наиболее ценные для Покровского собора памятники, в том числе различные вклады в Покровский собор. Выделяется вклад царя Михаила Федоровича, первого царя из рода Романовых, – это датированный 1638 годом набор для причастия, состоящий из шести литургических предметов, которые никогда не покидали стен собора. Мы представили этот литургический набор в окружении вкладов простых прихожан – напрестольных крестов и Евангелия конца ХVII века, что ярко свидетельствует об особом отношении к Покровскому собору как к одной из самых значимых православных святынь Москвы.
– Практически каждый экспонат нашей выставки скрывает за собой историю своего рождения, обработки материалов и техники того времени, появления в ризнице и вместе с тем отражает дух той или иной исторической эпохи, – рассказывает директор филиала ГИМ «Покровский собор», руководитель авторской группы Татьяна Григорьевна Сарачева. – Ядро экспозиции составляют золотые и серебряные священные сосуды ХV–ХIХ веков, которые отличает особое разнообразие форм и орнаментов, а также техники исполнения. Многие предметы, такие как кадила, дискосы, потиры, звездица, водосвятные чаши, дарохранительницы, преисполнены глубокого символического смысла, питающегося истоками христианства. Например, дискос – образ блюда, с которого Иисус Христос во время тайной вечери взял хлеб и преломил его со словами: «Сие творите в Мое воспоминание»; потир – образ чаши, которую Господь передал Своим ученикам со словами «Пейте от нее все…»
Издревле мастера старались делать богослужебную утварь из золота или серебра (а в XVII веке на то было издано даже церковное распоряжение), ведь золото было одним из даров волхвов, пришедших поклониться родившемуся Христу. В самых ранних памятниках мы видим простоту и безыскусность декора; к числу таких работ относится церковное блюдо XV века, сделанное новгородским мастером. Изготовленные позднее кадила и потиры поражают нарядным декоративным убранством, сочетающим в себе искусную чеканку, просечку, тончайшую гравировку и филигрань с чернью и золочением.
Из истории покровских икон
– Дополняют эти шедевры церковно-прикладного искусства уникальные иконы XVI века из первоначального, не сохранившегося до наших дней иконостаса той самой церкви, где мы стоим, – переходит к новой теме Татьяна Григорьевна, – и я охотно расскажу об их истории. Кстати, нынешний иконостас перенесен был из кремлевского храма Черниговских чудотворцев в конце ХVIII века.
Вот тогда упраздненный иконостас и оказался в Тверской губернии. Он был продан в храм села Свистухи Калязинского уезда за… 70 рублей и оставался там долгие-долгие годы. Как известно, в 1923 году в Москве был организован историко-архитектурный музей, и вскоре научная экспедиция, в лице директора этого музея Силина и реставратора Померанцева, отправилась на тверскую землю, в далекое село Свистуха, чтобы разыскать покровские иконы. Там им удалось обнаружить только вот эти две великолепные иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Особенности стиля и выразительность письма подтверждали, что они происходят из иконостаса середины ХVI века. Так иконы вернулись в собор, обогатив сокровищницу памятников национальной истории и культуры.
Надо сказать, что обе иконы не раз подвергались реставрации. Специально для этой выставки реставраторы вновь посмотрели на них опытным взглядом и немного «подправили» письмо, ни в коем случае не нарушая красочного слоя и внося лишь некоторые тонировки. На выставке представлены также еще две иконы – архангелов Михаила и Гавриила из собрания Исторического музея, которые, по оценкам исследователей, происходят, скорее всего, из того же древнего иконостаса.
Летом 2011 года будет отмечаться 450-летие Покровского собора, поставленного в память о славной победе над Казанским ханством, и я надеюсь, мы создадим новую экспозицию, чтобы привлечь внимание общества к столь замечательному событию в русской светской и церковной истории. И все эти иконы снова займут в ней достойное место.
Слово настоятеля
На открытии выставки «Золото ризницы» присутствовал протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье (к нему относятся пять храмов на улице Варварке и храм Зачатия праведной Анны на Москворецкой набережной). Под пастырским попечением отца Вячеслава находится и Покровский собор.
– Всего лишь полтора месяца назад мы обсуждали возможность организации такой выставки с директором Исторического музея Алексеем Константиновичем Левыкиным, – поясняет отец Вячеслав. – Я молитвенно поддержал эту идею. И вот она осуществилась! Все получилось очень быстро; видимо, на то было благоволение Божие.
Мне, как священнослужителю, выставка особенно отрадна тем, что свидетельствует о великой православной культуре, которая существовала в нашей стране и возрождается в наши дни. Хотя нам предстоит пройти еще довольно долгий путь, прежде чем общество окончательно осознает, чего мы можем лишиться, если пойдем иной дорогой.
Здесь, на выставке, мы видим подлинные шедевры – уникальные изделия, что использовались при богослужении в Покровском соборе, который сам – шедевр русской архитектуры. Они – свидетельства той любви русского человека к Богу, которая подвигала его создавать эти шедевры, овеянные святостью. А ведь когда-то это была повседневная реальность! Были мастера, была вера в Бога, и Господь даровал таланты, чтобы творить.
Сейчас, повторю, мы пытаемся это воссоздать, но пока не достигли той высоты: православная культура ХVII века оказывается выше культуры ХХI века. И все же мы движемся шаг за шагом… Так, на проходившей в начале ноября в Манеже выставке-форуме «Православная Русь» можно было увидеть, как возросло мастерство наших, современных умельцев, создающих произведения церковного искусства, по сравнению с тем, с чего начиналось еще совсем не так давно.
Замечу, для меня особенно отрадно, что одно из видных мест на выставке в Покровском соборе отведено вкладу царя Михаила Федоровича Романова, который родился в палатах на Варварке. Эти палаты, известные как Старый Государев двор, отданы были потом основанному здесь Знаменскому монастырю, оставшееся строение которого занимает центральное положение в нашем подворье.
Не могу не сказать отдельно об иконах старого иконостаса Покровского собора. Они столь совершенны и столь заметно отличаются от современного письма, что это вновь и вновь подвигает нас к размышлению о том, какие были люди в ХVI веке – не просто мастера своего дела, но и высокой духовной жизни. Потому что только молитвенное состояние души, обращение к Богу позволяло создавать такие образы. Потрясают многообразием мысли и форм и произведения церковно-прикладного искусства. Все это истоки нашей культуры, к которым мы должны обращаться, если хотим возрастать духовно.
Поздравляю всех со знаменательным событием в жизни Покровского собора и выражаю особую благодарность руководству Исторического музея, всем его сотрудникам за устройство прекрасной выставки, которая, явив нам иконы древнего иконостаса, образы Василия Великого и Иоанна Златоуста, оставит неизгладимый след в наших сердцах.
И, наверное, не случайно открытие выставки пришлось на тот день, когда Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста.
Василий Писаревский