О хульных и прочих злых помыслах

f0ips8_contУ людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война чрез помыслы. Каждое мгновение жизни — война духовная, в каждое мгновение надо замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их. Сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою и смирением, в противном случае в нем легко послышится лукавство диавольское, за лукавством — маловерие, а затем всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами.

Молись да и крепись, сердце свое крепи.
— Не допускайте, чтоб язык молитву читал, а мысли шатались, всегда гоните их и молитесь. Трудиться надо и Господа молить, чтоб помог сладить с мыслями.
— Во время молитв, домашних и церковных, против лукавства диавольского и рассеяния мыслей напоминай себе о простоте истины и говори себе просто, то-есть: я верую во все просимое в простоте сердца и прошу все просто, а твое, враже, лукавство, твои хулы, мерзость и мечты — отвергаю.
— Помни два помысла и бойся их. Один говорит — ты святой, другой — ты не спасешься. Оба эти помысла от диавола, и нет в них истины.
— Без помыслов не проживешь, все равно как без навоза хлебушка не вырастишь. Премудрому они венец сплетают.
— Как согреваемые под крыльями яйца оживотворяются, так и не открываемые (отцу духовному) помыслы в дело происходят.
— Много не копайся в себе и в своих грехах, а то забудешь тогда и о делах Божиих, и враг запутает тебя помыслами. Сказано: отвергай себя и не носись с собой, как курица с яйцом, забывая о ближних.
— Все помыслы отгоняй молитвой Иисусовой, а когда они очень будут докучать тебе, то ты, незаметно для других, даже плюнь на них. Ведь когда христианин при крещении сочетается со Христом, — он на диавола и на дела его дует и плюет влево — так и ты делай. Гони от себя помыслы, серчай на них.
— Диавол, как дух, как простое существо, может запнуть и уязвить душу одним мгновенным движением, помыслом лукавства, сомнения, хулы, нетерпения, раздражения, злобы, мгновенным движением пристрастия сердца к чему-либо зем­ному, движением лицезрения, любодеяния и прочей страсти — может искру греха раздуть, со свойственною ему хитростью и злобою, в пламя, свирепеющее с адскою силою во внутренностях человека.
— Надо держаться и всеми силами крепиться в истине Божией, отвергая ложь, и мечту, и злобу в самом их начале. Тут человек весь должен быть внимание — весь око, весь адамант несокрушимый.

О, слава, слава победе Твоей, Господи!

Многие страдают от злых помыслов, бываемых по действию вражескому. Помыслы эти трех родов:
— о блудной нечистоте,
— о неверии в Бога, а наипаче о хуле на Бога, Пресвятую Богородицу и угодников Божиих, на святые иконы, святые Таинства и все священное.

В помыслах этих нет греха, если человек не хочет их, ненавидит их и отвращается от них; но если кто охотно их приемлет, тот смертно согрешает. Согрешает также и тот, кто по не­ведению и малодушию думает, что эти помыслы от него происходят: ибо они есть порождение бесовское, к нему и должно относить их, а не к себе. Когда человек отвергает хульные помыслы, то не только не бывает в них виновен, но и сподобляется умножения небесной мзды.

Случается, что человек, как бы в каком-то забвении, на малоє время примет но опомнившись прогоняет их. В таком случае должно из глубины сердца оздохнуть к Господу и покаяться, — и Господь простит. Непременно должно исповедывать духовным отцам эти помыслы, но не объяснять, и не дробности хульных слов, ибо сие невозможно. Кто смущается этими помыслами, у того враг усиливает их, а кто пренебрегает ими, от того враг отходит посрамлен. Во время нападения сих помыслов, ни в какое рассуждение и спор с ними входить не должно, а творить непрестанно Иисусову молитву. Сей род изгоняется ничем иным, токмо молитвою и постом.

Помыслы хульные усиливаются во время молитвы и прочих добрых дел. Кто живет в небрежении о спасении, на тех враг не нападает хульными помыслами.

Святитель Нифонт несколько лет мужественно боролся с помыслами неверия, за что был увенчан от Самого Господа. Никогда не надо отчаиваться при нападении хульных помыс­лов, а обращаться к духовному отцу.

При ослаблении сил и сопротивлении одолевающим злым помыслам и вожделениям, смотри, не виноват ли ты сам в этом. Не способствовал ли этому сам своим расслаблением. Не ослабел ли в усердии к молитве и Богомыслии — этим самым действенным средством старайся побороть грех и вернуть себе страх Божий и сладость Богоугождения.

Что касается до смущения твоего от помыслов, то средство одно: терпение со смирением.

Когда сердца твоего коснется помысл блудный, скверный, лукавый или хульный помысл злобы, зависти, скупости, любостяжания, чревоугодия и омрачит тебя, то скажи себе с твердым убеждением сердца, что это мечта диавола, и вдруг помысл, или помыслы исчезнут.