«Сёстры. Очерк жизни сестёр-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии»

25815_full«Сёстры. Очерк жизни сестёр-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии»– М.: Детская книга, 2004. – 220 с., ил.

Не лишении есмы надежды спасения, святыя бо сродники наша имамы о нас молящияся.
(Из службы Всем Святым в Земле Российской просиявшим)

«Село без праведника не стоит» — эта книга одно из немногих свидетельств о людях, посвятивших всю свою жизнь служению Богу. Три сестры-девицы, выросшие у праведных и благочестивых родителей, дали обет хранить себя в чистоте и целомудрии, выбирая подвиг не замужества, невест Христовых.

Старицы были прозорливы, могли лечить людей, к ним стекались люди со всей России, начиная от священнослужителей, заканчивая обычными бездомными странниками.  Всех в этом доме встречали, никто не уходил без ответа и утешения. Люди впервые раз переступали порог дома, а сестры  обращались к нему по имени и сразу называли причину прихода к ним человека. Прежде чем исцеляли тело от болезни, старицы старались помочь в исцелении души, чтобы человек покаялся в своих грехах, исповедался и причастился, ведь по грехам своим мы часто получаем  болезнь: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова).

Самое интересное в этом удивительном очерке жизни, то, что селяне, жившие рядом, в одной деревне, даже и не догадывались, о подвиге этой семьи. Зачастую крутили пальцем у виска, могли оскорбить, унизить, посмеяться. А старицы, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания – юродствовали, мало с кем общались, но если приходили к ним за помощью, то помогали.

Все три сестры прошли исповедничество, тяжесть заключений и ссылок: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мт. 5:1–12).  Арестовывали по доносу своих же «верующих», но  в семье знали, какие им предстоят испытания и готовились к ним. Старшую сестру Анисию забрали первой – приговором был расстрел, но вскоре был заменен на заключение и ссылку сроком на 10 лет. После возвращения ее еще несколько раз арестовывали. Ссылки она отбывала в Сибири, на Дальнем Востоке, в Казахстане.  Средняя и младшая сестры Матрона и Агафия, были арестованы следом.  Забирали их из церкви, знаменательно, что в этот день значится память святых мучеников и исповедников веры.  Их отправили по этапу в Казахстан. Здесь их пересылали с места на место, туда, где была самая тяжелая работа. Сестер также переправляли на строительство Акмолы, как раньше назывался этот город-крепость, основанный русскими поселенцами в 1830 году на берегу реки Ишим: «Возводились дома, заводы и учреждения силами заключенных, как и многие стройки Казахстана того времени. Один большой лагерь представляла из себя казахстанская земля того времени, пропитанная потом и кровью сотен тысяч советских невольников. Все работы велись вручную, почти без всякой техники».

Когда читаешь вот такие настоящие книги, в которых чувствуешь нерушимый ничем стержень людей, с верою в Бога, проходящих через все посылаемые на них испытания и гонения, готовых умереть, но не отречься, то понимаешь, всю ту силу и поддержку, которую они получали от Господа, чтобы выстоять.  Без всяких сомнений, с детской верой принимали на себя всю злобу времени, но не ломались, потому знали во имя Чего и Кого, они проходят этот узкий, тяжелый путь: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Псалтирь. LIV, 23).

автор Марина Мыльникова